Процессуальный кодекс Нижегородской области
Глава I
«Следствие»
Следствие - это комплекс мер по выяснению обстоятельств, связанных с правонарушением, для установления обстановки и характера преступления, а также лиц, виновных в совершении преступления.
1. Следственные действия.
1.1. Сотрудник правоохранительных органов обязан инициировать расследование в следующих случаях:
Если сотрудник стал непосредственным очевидцем правонарушения.
Если потерпевшие или очевидцы обратились с просьбой отреагировать на правонарушения, очевидцами которого они являются.
Если обнаружены явные следы преступления.
Если получены материалы (доказательства), от должностных лиц государственных учреждений (в том числе средств массовой информации) о наличии сведений, указывающих на наличие события преступления.
1.2 Виды следственных действий.
Допрос
Осмотр
Освидетельствование
Опознание
Сбор доказательных материалов
Профилирование подозреваемого
Следственные действия в отношении финансовых операций
2. Принципы ведения расследования.
Адекватность
Безотлагательность
Законность
3. Письменная отчетность.
3.1. Общие положения
3.1.1. Все действия, связанные с пересмотром законности применения должностных полномочий при сборе доказательств, а также с использованием полученных материалов, должны быть согласованы и утверждены руководством органа и сопровождаться обязательной письменной отчетностью.
3.1.2. Сбор доказательств, в том числе документов и иных информационных материалов, относящихся к уголовным преступлениям, допускается только при их предварительном согласовании и утверждении руководством органа, проводящего расследование, с целью обеспечения законности их получения и легитимности.
3.2. Передача уголовных дел
3.2.1. Уголовные дела, в которых применялись материалы, полученные с использованием должностных полномочий, подлежат обязательной передаче в установленные законом органы (офис прокуратуры, суд и иные компетентные инстанции) для дальнейшего рассмотрения и принятия мер в рамках действующего законодательства.
3.3. Оперативные задержания гражданских лиц по уголовным преступлениям:
3.3.1. Правоохранительным органам разрешается проводить оперативные задержания гражданских правонарушителей на месте совершения правонарушения, если:
Задержание не требует предварительного сбора дополнительных доказательных материалов, а сам факт нарушения является непосредственно очевидным.
С момента нарушения не прошло больше 24 часов, как для гражданских так и для государственных служащих.
Задержание проводится с соблюдением установленных законодательством норм и без использования материалов, полученных с использованием должностных полномочий, как единственного основания для задержания.
3.3.2. Настоящий порядок не ограничивает оперативные меры по задержанию граждан, объявленных в розыск городской системой наблюдения, задержанных по ордеру или решению суда, передачи видео материалов от сотрудников прокуратуры или судебного ведомства, передачи процесса задержания, при условии соблюдения законных оснований для задержания.
3.4. Ограничение применения материалов для задержания государственных служащих
3.4.1. Материалы, полученные с использованием должностных полномочий (в том числе в ходе надзорной деятельности, внутреннего контроля, получения записи начальством в ходе процессуальных действий или контроля), не могут служить основанием для задержания государственных служащих, если отсутствуют иные независимые и достоверные доказательства совершения правонарушения.
3.4.2. Любые попытки задержания государственных служащих исключительно на основании внутренних материалов, полученных в рамках исполнения должностных обязанностей, считаются нарушением настоящего регламента и влекут применение дисциплинарных и иных предусмотренных законом мер в отношении должностных лиц, допустивших такое нарушение.
3.4.3 Если государственный служащий уличен в совершении правонарушения в режиме реального времени, то есть имеется непосредственное и объективное доказательство его противоправных действий, обнаруженное или предоставленное независимыми органами (такими как прокуратура, судебные органы), правоохранительным органам разрешается осуществить оперативное задержание без предварительного проведения дополнительного пересмотра материалов, полученных с использованием должностных полномочий.
3.4.4 Если государственный служащий совершает действия, представляющие явную угрозу жизни граждан или допускает откровенные преступления, правоохранительным органам разрешается осуществить его задержание непосредственно на месте совершения правонарушения. При этом лицо, проводящее задержание, и все содействующие лица несут личную ответственность за последствия в случае не подтверждения вины подозреваемого и за своевременное и корректное оформление доказательной базы, которую необходимо продемонстрировать прокурору или немедленно передать в прокуратуру для дальнейшего рассмотрения в случае отсутствия такового во время задержания.
3.5. Запрет на пересмотр законности служебных действий в целях задержания
3.5.1. Решения о задержании, принятые на основании материалов, полученных с использованием должностных полномочий, не подлежат повторному пересмотру с целью выявления дополнительных оснований для задержания, за исключением случаев, когда имеются объективно подтвержденные нарушения порядка сбора доказательств или процедуры документирования.
3.5.2. В целях защиты прав граждан и обеспечения недопустимости злоупотреблений, использование материалов, полученных с нарушением установленных норм и процедур, не допускается при обосновании задержания как гражданских лиц, так и государственных служащих.
3.6. Ответственность за нарушение регламента
3.6.1. Нарушение положений настоящей статьи, в том числе использование материалов, полученных с нарушением процедуры, в качестве основания для задержания, влечет за собой проведение внутреннего или судебного разбирательства, а также применение предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, допустившим нарушение.
Глава I
«Следствие»
Следствие - это комплекс мер по выяснению обстоятельств, связанных с правонарушением, для установления обстановки и характера преступления, а также лиц, виновных в совершении преступления.
1. Следственные действия.
1.1. Сотрудник правоохранительных органов обязан инициировать расследование в следующих случаях:
Если сотрудник стал непосредственным очевидцем правонарушения.
Если потерпевшие или очевидцы обратились с просьбой отреагировать на правонарушения, очевидцами которого они являются.
Если обнаружены явные следы преступления.
Если получены материалы (доказательства), от должностных лиц государственных учреждений (в том числе средств массовой информации) о наличии сведений, указывающих на наличие события преступления.
1.2 Виды следственных действий.
Допрос
Осмотр
Освидетельствование
Опознание
Сбор доказательных материалов
Профилирование подозреваемого
Следственные действия в отношении финансовых операций
2. Принципы ведения расследования.
Адекватность
Безотлагательность
Законность
3. Письменная отчетность.
3.1. Общие положения
3.1.1. Все действия, связанные с пересмотром законности применения должностных полномочий при сборе доказательств, а также с использованием полученных материалов, должны быть согласованы и утверждены руководством органа и сопровождаться обязательной письменной отчетностью.
3.1.2. Сбор доказательств, в том числе документов и иных информационных материалов, относящихся к уголовным преступлениям, допускается только при их предварительном согласовании и утверждении руководством органа, проводящего расследование, с целью обеспечения законности их получения и легитимности.
3.2. Передача уголовных дел
3.2.1. Уголовные дела, в которых применялись материалы, полученные с использованием должностных полномочий, подлежат обязательной передаче в установленные законом органы (офис прокуратуры, суд и иные компетентные инстанции) для дальнейшего рассмотрения и принятия мер в рамках действующего законодательства.
3.3. Оперативные задержания гражданских лиц по уголовным преступлениям:
3.3.1. Правоохранительным органам разрешается проводить оперативные задержания гражданских правонарушителей на месте совершения правонарушения, если:
Задержание не требует предварительного сбора дополнительных доказательных материалов, а сам факт нарушения является непосредственно очевидным.
С момента нарушения не прошло больше 24 часов, как для гражданских так и для государственных служащих.
Задержание проводится с соблюдением установленных законодательством норм и без использования материалов, полученных с использованием должностных полномочий, как единственного основания для задержания.
3.3.2. Настоящий порядок не ограничивает оперативные меры по задержанию граждан, объявленных в розыск городской системой наблюдения, задержанных по ордеру или решению суда, передачи видео материалов от сотрудников прокуратуры или судебного ведомства, передачи процесса задержания, при условии соблюдения законных оснований для задержания.
3.4. Ограничение применения материалов для задержания государственных служащих
3.4.1. Материалы, полученные с использованием должностных полномочий (в том числе в ходе надзорной деятельности, внутреннего контроля, получения записи начальством в ходе процессуальных действий или контроля), не могут служить основанием для задержания государственных служащих, если отсутствуют иные независимые и достоверные доказательства совершения правонарушения.
3.4.2. Любые попытки задержания государственных служащих исключительно на основании внутренних материалов, полученных в рамках исполнения должностных обязанностей, считаются нарушением настоящего регламента и влекут применение дисциплинарных и иных предусмотренных законом мер в отношении должностных лиц, допустивших такое нарушение.
3.4.3 Если государственный служащий уличен в совершении правонарушения в режиме реального времени, то есть имеется непосредственное и объективное доказательство его противоправных действий, обнаруженное или предоставленное независимыми органами (такими как прокуратура, судебные органы), правоохранительным органам разрешается осуществить оперативное задержание без предварительного проведения дополнительного пересмотра материалов, полученных с использованием должностных полномочий.
3.4.4 Если государственный служащий совершает действия, представляющие явную угрозу жизни граждан или допускает откровенные преступления, правоохранительным органам разрешается осуществить его задержание непосредственно на месте совершения правонарушения. При этом лицо, проводящее задержание, и все содействующие лица несут личную ответственность за последствия в случае не подтверждения вины подозреваемого и за своевременное и корректное оформление доказательной базы, которую необходимо продемонстрировать прокурору или немедленно передать в прокуратуру для дальнейшего рассмотрения в случае отсутствия такового во время задержания.
3.5. Запрет на пересмотр законности служебных действий в целях задержания
3.5.1. Решения о задержании, принятые на основании материалов, полученных с использованием должностных полномочий, не подлежат повторному пересмотру с целью выявления дополнительных оснований для задержания, за исключением случаев, когда имеются объективно подтвержденные нарушения порядка сбора доказательств или процедуры документирования.
3.5.2. В целях защиты прав граждан и обеспечения недопустимости злоупотреблений, использование материалов, полученных с нарушением установленных норм и процедур, не допускается при обосновании задержания как гражданских лиц, так и государственных служащих.
3.6. Ответственность за нарушение регламента
3.6.1. Нарушение положений настоящей статьи, в том числе использование материалов, полученных с нарушением процедуры, в качестве основания для задержания, влечет за собой проведение внутреннего или судебного разбирательства, а также применение предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, допустившим нарушение.